Гучигова Ж. А. Ф-т «Управления», II курс, ГиМУ.
научный руководитель - д-р. полит. наук, доц. Аствацатурова М. А.
ДИНАМИКА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ УСТАНОВОК
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПФ СКАГС
Учитывая тенденции
общественного развития и реформирования современного общества нужно отметить,
что в современной РФ наблюдается существенная динамика и качественные изменения
в национальных и федеративных отношениях. Для того, чтобы прогнозировать
межэтнические конфликты и выстраивать стратегии их профилактики целесообразно
выделить молодежь в качестве особого объекта научного анализа, как группу, в
среде которой часто начинается конфликт. Это связано со многими причинами, в
том числе с особой эмоциональностью молодежи, с неустойчивостью
мировоззренческих установок. Важность знания характера межэтнического
взаимодействия в молодежной среде высока также в силу того, что молодежь
является объектом образовательных и воспитательных процессов.
Главные задачи поставленные перед нами:
1. Проследить динамику изменений
этнокультурных установок у студентов I и II курсов Пятигорского филиала
Северо-Кавказской академии государственной службы.
2. Сделать обобщения динамики
этнокультурных установок студенчества.
При этом мы
основываемся на том, что Северный Кавказ представляет собой один из наиболее
многонациональных регионов Российской Федерации. Несмотря на культурное своеобразие в ряде
сфер жизни, между народами Северного Кавказа гораздо больше общего, чем
различного. Это проявляется и в молодежной среде, как равно и отдельные
противоречия бытового характера.
В то же время, молодежь часто
принимает участие в межэтнических конфликтах, не задумываясь о последствиях
такого участия. В этом смысле важна постоянная образовательная и воспитательная
работа с молодежью, прежде всего в учебных заведениях.
Для успеха такой работы важно представлять содержание этнокультурных
установок молодежи, например, студентов ПФ СКАГС.
В этой связи нами был составлен
опросник и проведено анкетирование для выяснения этнокультурных установок
студентов I и II курсов факультета «Управления» и «Экономического» факультета. Анкета
состоит из девяти вопросов. Данные опроса могут быть интересны
профессорско-преподавательскому составу, который организует воспитательную
работу со студентами. Также, мы надеемся, что эти данные интересны и для
органов студенческого самоуправления. В этом смысле мы видим практическую
значимость исследования.
Первоначально анкетирование было
проведено на I курсе факультета «Государственного и муниципального управления» (ГиМУ) в
марте 2003 года. Было опрошено 40 человек. Затем, мы провели то же
анкетирование на II курсе того же факультета в ноябре 2003 года, для того, чтобы
проследить изменения. Опрошены те же студенты. Так же провели данное
анкетирование на I курсе факультета «Управления» и «Экономического факультета» в ноябре
2003г. Опрошено 40 человек. Итоговое число опрошенных – 120 из 744 студентов
дневной формы обучения. Результаты опросов, в частности, таковы.
Таблица № 1
ВОПРОС |
I курс ГиМУ 2002-03г.
март |
II курс ГиМУ 2003-04г. ноябрь |
I курс 2003-04г. ноябрь |
1.Что Вы
думаете о будущем? |
|||
А) С
будущим связаны большие надежды. |
26 |
28 |
27 |
В) Лучше
жить сегодняшним днем. |
7 |
3 |
7 |
С) Будущее
неопределенно. |
7 |
9 |
6 |
В целом студенты I-II курсов Пятигорского филиала
Северо-Кавказской академии государственной службы ориентированы на будущее, и
связывают с ним большие надежды. Здесь
мы выявляем определенный социальный оптимизм, позитивные настроения, надежды на
будущее.
Таблица № 2
ВОПРОС |
I курс ГиМУ 2002-03г.
март |
II курс ГиМУ 2003-04г. ноябрь |
I курс 2003-04г. ноябрь |
3.Как Вы
понимаете слово «Родина»? |
|||
А) Регион,
где я родился. |
8 |
15 |
12 |
В)
Государство, в котором я живу |
31
|
22 |
26
|
С)
Затрудняюсь ответить |
1 |
3 |
2 |
В этих данных прослеживается их патриотизм, подтвержденный ответом: «Государство, в котором я живу». То
есть, гражданские идеи выше, чем этнические и региональные.
Особые внимание мы уделили вопросу:
Таблица № 3
ВОПРОС |
I курс ГиМУ 2002-03г.
март |
II курс ГиМУ 2003-04г. ноябрь |
I курс 2003-04г. ноябрь |
4.Считаете
ли Вы, что некоторые народы лучше, чем другие? |
|||
А) Да |
7 |
24 |
8 |
В) Нет |
6 |
11
|
29
|
С)
Затрудняюсь ответить |
28 |
5 |
3 |
Здесь проявляется дифференциация. Это отражает
рациональные и иррациональные начала этничности. А так же прослеживаются
основания, для:
1. Позитивных проявлений – гордость за культуру своего народа, знание его традиций, симпатии к
представителям своего народа.
2. Негативных проявлений – недоверие, враждебные отношения к другим народам (или ксенофобия)
Также специально сформулирован вопрос:
Таблица № 4
ВОПРОС |
I курс ГиМУ 2002-03г.
март |
II курс ГиМУ 2003-04г. ноябрь |
I курс 2003-04г. ноябрь |
5.Улучшилась
бы жизнь в Вашем регионе, если бы в нем жили представители только Вашей
национальности? |
|||
А) Да |
8 |
12 |
14 |
В) Нет |
21 |
22 |
17 |
С)
Затрудняюсь ответить |
11 |
6 |
9 |
Социальное положение молодежи формирует, среди прочих, мнение о равенстве
возможностей народов, живущих на общей территории.
С целью выявления гражданской позиции молодежи, мы пытались выяснить как
молодежь воспринимает проявления национальной нетерпимости.
Таблица № 5
ВОПРОС |
I курс ГиМУ 2002-03г.
март |
II курс ГиМУ 2003-04г. ноябрь |
I курс 2003-04г. ноябрь |
6. В каком
бы коллективе Вы бы хотели учиться или работать? |
|||
А) В
многонациональном |
8 |
30 |
29 |
В) Среди
представителей своей национальности |
31 |
7 |
11 |
С) Среди
представителей другой национальности |
1 |
3 |
0 |
В целом, студенты воспринимают более положительно
многонациональный коллектив, который способствует мобильности, продуктивности в
работе. Однако среди представителей другой национальности не хотят учиться
и работать.
Таблица № 6
ВОПРОС |
I курс ГиМУ 2002-03г.
март |
II курс ГиМУ 2003-04г. ноябрь |
I курс 2003-04г. ноябрь |
7. Как Вы
относитесь к межэтническим бракам? |
|||
А) Положительно |
14 |
17 |
15 |
В)
Отрицательно |
6 |
6 |
10 |
С)
Этническая принадлежность не имеет значения |
20 |
17 |
15 |
При исследовании национально-этнических
установок молодежи мы исходим из того, что одним
из наиболее распространенных индексов нетерпимости является отношение к
межнациональным бракам.
Таблица № 7
ВОПРОС |
I курс ГиМУ 2002-03г.
март |
II курс ГиМУ 2003-04г. ноябрь |
I курс 2003-04г. ноябрь |
8.
Необходима ли деятельность межэтнических советов, домов дружбы, центров
национальной культуры? |
|||
А) Да |
32 |
25 |
35 |
В) Нет |
4 |
3 |
4 |
С)
Затрудняюсь ответить |
4 |
12 |
1 |
Если оценить приведенные результаты
таблицы № 8, то очевидно, что большинство
молодежи подчеркивает необходимость деятельности межэтнических советов, домов
дружбы, центров национальной культуры.
Особое внимание мы уделили представлениям молодежи о путях урегулирования
межэтнических отношений.
Таблица № 8
ВОПРОС |
I курс ГиМУ 2002-03г.
март |
II курс ГиМУ 2003-04г. ноябрь |
I курс 2003-04г. ноябрь |
9. Какие
пути урегулирования межэтнических отношений представляются Вам наиболее
эффективными? |
|||
А) Политические
и дипломатические |
28 |
25 |
30 |
В) Силовые |
2 |
4 |
3 |
С)
Затрудняюсь ответить |
6 |
11 |
7 |
В целом, пути регулирования
межэтнических отношений каждый из опрошенных респондентов видит через
политические и дипломатические отношения.
Проведенные исследования позволяют сделать некоторые выводы:
1. Специфический характер проблем
межэтнического взаимодействия в молодежной среде, требует продолжения специальных научных исследований и реализации
«молодежных» программ развития толерантности. Такая деятельность имеет
двойной эффект: осуществляется профилактика межэтнических конфликтов в
настоящем, и создаются предпосылки для их предотвращения в будущем.
2. Современная активизация молодежи
связана с общероссийскими и региональными тенденциями переходного периода,
федеративного процесса, противоречием между интеграцией и суверенизацией.
Мы надеемся, что возможность соотнесения интересов молодежи послужит
укреплению межнационального взаимодействия в регионе как важнейшего условия
поступательного социально-экономического, этнокультурного и этнополитического
развития.